Куда делись кипчаки, прародители многих народов Евразии
Многим, кто учился в школе, знакома древнерусская летопись под названием «Слово о полку Игореве», рассказывающая о том, как русский князь Игорь неудачно повоевал с половцами и попал к ним в плен. В более узких кругах театралов, наверняка, слышали о балетном акте «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Однако немногие задаются вопросом, а кто такие половцы?
Они исчезли, растворились, практически не оставив следов, кроме так называемых «каменных баб», стилизованных женских фигур на курганах, точное предназначение которых до сих пор не известно. Однако по сохранившимся арабским, византийским русским и западным источникам известно, что этот народ населял пространство между Дунаем и рекой Иртыш и разговаривал на тюркском языке. Группу тюркских языков, в которую входят крымскотатарский, каракалпакский, кыргызский, башкирский, татарский, карачаевский, ногайский, казахский, называют кипчакской группой тюркских языков. То есть – у них общий корень и кипчаки были прародителями многих народов.
Кипчаки делились на многочисленные племена, которые то враждовали, то входили в союзные отношения с соседними народами. Когда из монгольской степи на просторы Евразии пришли завоеватели во главе с Чингис-ханом и его сыновьями, а затем и внуками, кипчаки попытались сопротивляться, но были покорены: часть из них вошла в состав Золотой Орды, а другая бежала в Европу, в частности в Венгрию, где их потомки живут до сих пор.
Кипчаки добрались даже до Египта. Представителем этого народа был знаменитый султан Бейбарс. Кипчаки также составляли большинство формирований мамлюков – воинов-рабов, прославившихся своей храбростью. Кипчаки подарили Орде свой язык, который стал государственным. Вместе с тем, исследователи этого языка отмечают, что в нем прослеживается сильное огузское влияние и это перебрасывает некий «мостик» к современному турецкому языку. В то же время, как предполагается, кипчаки оказали огромное влияние на формирование татарского этноса. Яснее всего их влияние ощущается на татарах-мишарях, среди которых есть несколько разных антропологических типов, в том числе и светловолосые и светлоглазые. Именно так, как утверждают арабские источники, выглядели кипчаки. Цокающий говор у части мишарей – это также наследие кипчаков. Во всяком случае слова, сходные по произношению, имеются в знаменитом «Кодекс куманикус», словаре кипчакского языка, составленном католическими миссионерами для проповеди христианства в Золотой Орде.
Стоит отметить, что русские князья охотно брали себе в жены дочерей кипчакских ханов и в жилах многих русских князей текла тюркская кипчакская кровь. Например, у вышеупомянутого князя Игоря мать была из кипчаков. Киевский князь Святополк Изяславич, заключив мир с половцами, взял себе в жены дочь половецкого хана Тугоркана. Юрий Владимирович (Долгорукий) женился на дочери половецкого хана Аепы. Так был заключен союз между ханом Аепой и отцом Юрия Владимиром Мономахом. На дочери половецкого хана женился Святослав, сын Олега Святославича. Андрей Владимирович женился на внучке Тугоркана. Сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича Рюрик женился на дочери половецкого хана Белока. Сын новгород-северского князя Игоря Святославича Владимир взял в жены дочь половецкого хана Кончака, у которого его отец был в плену. Сын владимирского князя Всеволода Юрьевича Ярослав женился на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича. Мстислав Удатный был женат на дочери половецкого хана Котяна.
По религии кыпчаки были тенгрианцами, но во времена Золотой Орды их подавляющее большинство, проживавшее на территории ордынской державы, приняло ислам. Кипчаки растворились в Великой степи, хозяевами которой они были с XI по XIII века, но их следы остались в тех народах, прародителями которых они являются.
Автор: Хасан Насретдинов