Kaktakto вспоминает семь гениальных изобретений кочевников.
Брюки
Обычный наряд людей в II веке до нашей эры представлял собой туникообразное платье и халат. Согласитесь, в таком одеянии очень неудобно быстро скакать на лошади и рубить головы врагам.
Фото: Stanradar.com
К концу второго тысячелетия до нашей эры кочевники догадались соединить между собой гетры, которые они надевали на ноги для защиты от холода. Так появились первые брюки. А раскопки, проведенные в восточной части Центральной Азии, подтвердили это.
Колесницы
Древние кочевники были первыми, кто одомашнил лошадь. Сначала ее использовали только для еды, и только к 4000 году лошадь стали использовать как транспортное средство.
Фото: pintrest
На рубеже III-II тысячелетия кочевники стали использовать колесницы. Это подтверждают находки, сделанные в Пазырыкском кургане (смежные территории России, Монголии и Казахстана). Так, в пятом кургане, датированном IV веком до нашей эры, были найдены четыре типа повозок.
В Ассирии повозки появились на 500 лет позже.
Стремена
С началом использования лошади как транспортного и военного средства кочевнику нужно было устойчиво сидеть на ней, чтобы не слететь в первом же бое. В IV веке кочевники изобретают стремя -приспособление, позволяющее быстро взобраться на лошадь и устойчиво на ней сидеть.
Фото: krank.spb.ru
Первое стремя представляло собой две кожаные петли по бокам лошади, в которые всадник упирался пальцами. С разработкой железа стремена, как и сбрую для лошади, стали делать из металла.
Пряжка для ремня
Плоская пряжка с перемычкой посередине была изобретена кочевниками. Если халат можно было подпоясать платком, куском ткани, то со штанами было сложнее. А еще пряжка у кочевников служила креплением для сабли или меча.
Пряжки для ремня, найденные при раскопках курганов в Центральной Азии и Казахстане. Фото: Историческая библиотека
Первое упоминание о ремнях и пряжках для них есть в сказаниях о скифах. На ремнях скифы носили не только оружие, но и разные мелкие бытовые вещи, которые здорово облегчали им кочевую жизнь.
Сапоги
Длинные кожаные мягкие сапоги — тоже изобретение кочевников. Примерно одновременно со стременем появились и сапоги. Их изобрели для защиты ног от трения о бок лошади.
Фото: Википедия
Русское название «сапог» — это калька с тюркского «sapuy», что в переводе означает «обувь с голенищем».
Юрта
Для кочевников очень важно было иметь дом и укрытие под рукой. Строить большие каменные или деревянные дома было нецелесообразно.
Прообразом кочевого дома стало жилище андроновцев (племена, жившие в XVII-IX вв. до нашей эры на территории Западного Казахстана, западной части Средней Азии и Урала).
Фото: Ek.kz
Первые изображения юрты, вернее верблюдов, навьюченных частями юрты, датируются I веком до нашей эры.
Войлок
Для покрытия юрты кочевники использовали войлок — уникальный материал из овечьей шерсти, который обладает очень низкой теплопроводностью. Именно благодаря войлочным кошмам в юрте тепло в любую погоду.
Фото: Open.kg
Датой изготовления первого войлока ученые называют 5-6 тысячелетия до нашей эры. В это время были одомашнены овцы, лошади и собаки.
Первые войлочные изделия изготавливались из шерсти натурального черного или белого цвета. В дальнейшем мастерицы научились использовать природные красители.
Источник& Ia-centr.ru
Юрта – жилище и уменьшенная копия Вселенной древних кочевников
Жилище номадов юрта имеет уходящую в седую древность историю. Это удобное для степных условий жилище кочевник мог легко разобрать за считанные минуты и перевести на новое место с помощью одного верблюда или двух лошадей. Юрта надежно защищала хозяина и от летнего душного зноя, и от зимних холодов, дождей и ветров.
Предшественником юрты был передвижной шатер, перевозимый по просторам среднеазиатских степей упряжкой верблюдов. Историк Фазлаллах ибн Рузбихан в 16 веке так описывал эти передвижные жилища: «Я был удивлен необычайному строению домов, воздвигнутых словно в воздушном пространстве. Узрел я огромные кибитки с окошками, прикрытыми войлочными занавесками. Вся ставка наполнена этими великолепными домами, так что разум поражается красоте, мастерству и изяществу». Поскольку их было тяжело перевозить по гористой местности, к 18-19 вв. их заменили войлочные юрты.
В юрте проживало от двух до восьми человек. Это муж с женой и их несовершеннолетние дети. Женатым сыновьям полагалась своя отдельная юрта. Если у мужчины было несколько жен, то каждой из них он ставил по юрте. “К примеру, у отца известного казахского поэта Абая Кунанбаева – Кунанбая Ускенбаева было несколько жен, и у каждой была своя отдельная юрта. Если помните, он был волостным султаном, и к нему приходило очень много посетителей, поэтому у него была еще юрта в виде гостиной”, – говорит кандидат исторических наук, этнограф Калиолла Ахметжан. По словам историка, казахи имели несколько юрт: одна предназначалась для готовки пищи, в другой – встречали гостей.
Казахская юрта имеет деревянный каркас и войлочный покров. Благодаря решетчатым складным стенкам (кереге), площадь юрт можно было увеличить. В частности, это происходило после рождения детей. У входа в юрту вешали обереги в виде колючих растений, а створки дверей расписывали охранными знаками. К дверной раме привязывали канаты (звенья кереге) из выгнутых, соединенных сыромятными ремешками палок, которые при натягивании образовывали круговую стену юрты. Затем на шесте поднимали венчающее юрту светодымовое отверстие – шанырак, закрепляя его жердями. Нижние концы жердей привязывали к стенам верёвками. В месте стыка кереге и жердей жилище обтягивали баскуром — узорчатой вытканной тесьмой с растительным или геометрическим орнаментом. Снаружи решётчатые стенки каркаса покрывали чиевыми циновками и кусками войлока. Чий (степной тростник) служил дополнительной изоляцией, обеспечивающей защиту от проникновения в юрту пыли.
Юрта были своего рода уменьшенной копией Вселенной в представлении кочевников. Сферический купол жилища символизировал небесный свод, не имеющий начала и конца. Кроме того, он служил обозначением связи поколений. Свисающие с шанырака ленты с бахромой и кистями указывали на звезды и Млечный путь. Внутренние стены и пол жилища, украшенные войлочными узорными коврами, символизировали тучные пастбища.
Юрта делилась на правую мужскую и левую женскую стороны. В мужской части хранился охотничий инвентарь и седло, а в женской – кухонная утварь. Посередине жилища устанавливался очаг. Как правило, он сооружался из камней и глины. Интересно, что летом он располагался снаружи юрты, а зимой – внутри. Очаг символизировал единство и благополучие семьи.
Напротив двери располагался так называемый “төр” (почетное место). Здесь располагался глава семейства, а также пришедший в дом гость.