Ценность образования в том, что оно позволяет освободиться от ложных доктрин и узкопрофессиональных рамок.
Обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему, но как раз-таки им оно почти не нужно.
Удивителен факт того, что экономистам до сих пор не известна фундаментальная природа действия, хотя ему подчиняется не только физика, но практически все разделы экономики, от теории финансов и кредита, инвестиционных портфелей до поведенческой экономики.
Например, известный экономист, академик Сергей Глазьев считает, что «потуги вывести какие-либо универсальные экономические законы, инвариантные технологическим, институциональным и идеологическим характеристикам социально-экономической системы, выглядят крайне наивными».
Однако любые законы именно инвариантны, неизменны и независимы от человека. Закон сохранения действия и является той самой пресловутой «матчастью», которая определяет технологические, институциональные и идеологические характеристики социально-экономических систем. Без осознания действия как основы экономики невозможно ее целостное теоретическое понимание, применимое как к общим, так и к частным случаям.
Людвиг фон Мизес дал определение экономики как науки о человеческом действии. Это позволяет ввести принцип ограниченности экономических ресурсов и рациональности их использования: ничто невозможно создать или прибрести без затрат действия в виде произведения расхода денег и времени.
Экономические ресурсы не возникают из пустоты, а только преобразуются. Это значит, что они не исчезают, а сохраняются. Любые изменения, все наблюдаемые явления сводятся к их первопричине – действию, связывающему одно состояние рынка с предшествующим ему, определяющему его компоненты и отношения между ними в виде законов рынка.
Совершенно верно, что процесс развития общества «характеризуется усложнением и повышением разнообразия системы. Но этот же закон ответствен и за механизм стабильности и целостности общества при нарастании сложности хозяйственной деятельности, связей между его компонентами.
Согласно Фридриху Августу фон Хайеку, чтобы наиболее адекватно удовлетворять запросы потребителя, необходима ценовая информация, объективно и своевременно отражающая наличие ресурсов. Экономика должна постоянно адаптироваться, учитывая оценку всех бесконечных обстоятельств, знание которых распределено среди огромного числа индивидуумов, образующих рынок и направляющих свои ограниченные ресурсы туда, где они могут получить наибольшую выгоду. Такой порядок не может быть установлен директивами центра. Для него необходим свободный и своевременный обмен большими данными, учитывающий все многообразие, полноту и скорость генерации идей и знаний.
Деньги – всеобщий эквивалент любого действия. Это и средство, и результат целенаправленной деятельности по созданию и обмену товарами, услугами, финансовыми, материальными и нематериальными активами. Они обеспечивают целостность, непрерывность и точность информации, анализ, контроль и планирование всех действий.
Адепты централизованного планирования конструируют макроэкономические показатели, фиксируют цены и процентные ставки, стимулируют занятость и ВВП, влияют на поведение человека, свободу его выбора и совести. Но они забывают, что всякая статистика нуждается в стабильном и свободном от влияния политики универсальном стандарте стоимости любой деятельности. И хотя информация инвариантна, ее адекватность обусловлена технологическим и идеологическим состоянием социума. Она должна быть точной, полной и понятной, а главное – выражаться в единицах универсального товарного эквивалента стоимости и времени, независимого от политических манипуляций и вмешательства. Иначе станет не преимуществом, а тормозом развития.