Многие считают, что змеи обладают гипнозом, помогающим расправляться им со своими жертвами. Известно, что лягушка, например, увидев поблизости ужа, начинает сама двигаться в его сторону, а потом может сделать прыжок прямо ему в пасть. Именно поэтому всегда считалось, что уж обладает гипнозом.
Однако никакого гипноза здесь нет. Все объясняется особенностью зрения лягушки, которая способна видеть только те объекты, которые могут перемещаться свыше определенного порога. Предметы, находившиеся в состоянии покоя, лягушка вообще не видит. Поэтому и кормят они только теми мелкими животными, которые двигаются. Медленно ползущего ужа лягушка не замечает, зато отлично видит колеблющийся язык змеи, который по своим параметрам соответствует размерам насекомого. Пытаясь схватить "добычу", лягушка сама становится ею, и ужу остается только проглотить ее.
В отличие от лягушек, теплокровные животные от змей спасаются бегством, а при внезапной и близкой встрече могут впадать в состояние оцепенения. Ведь и змея чаще атакует движущиеся объекты. Если орган осязания змеи не поможет ей обнаружить затаившуюся жертву, то у последней есть шанс спастись. Гипноз же — это форма внушения, обладать им могут только высокоорганизованные существа, способные к абстрактному восприятию событий. Вообще, страх перед змеями породил множество всяких вымыслов о их проведении. Вспоминается разговор с одной женщиной, которая поведала мне о том, как ее отец будто бы мог вызывать змею из норки, называя ее по имени. Змея подползала к ногам отца, а тот угощал ее хлебными крошками. Боясь обидеть даму, я в очень вежливой форме объяснил ей, что змея не может слышать, так как не имеет органа слуха, а крошками змеи вообще не питаются. "Кого слышат, а кого нет! Крошки тоже едят не у всех!" — сердито прервала меня дама.
Из-за людского невежества редкими стали у нас веретеницы, что побудило занести их в "Красную книгу Урала". Эту небольшую безногую ящерицу за металлический блеск чешуи назвали медянкой и присвоили ей статус смертельно ядовитой змеи. Мне часто приходилось видеть на лесных дорогах убитых людьми веретениц, которые поплатились за свое сходство со змеями. Однажды на покосе мы с дочерью увидели эту ящерицу. С моего согласия дочка взяла ее в руки. Увидев это, моя теща так перепугалась, что на какое-то мгновение лишилась дара речи. Она была убеждена, что ее внучка обречена на страшную смерть. Мне с большим трудом удалось переубедить тещу в том, что веретеница не змея и не медянка. Кстати, и медянка — змея не ядовитая и из-за своей редкости нуждается в повседневной охране. Из ядовитых змей в наших лесах обитает только гадюка. Самки у нас имеют черный цвет, а самцы серый, с узорчатой черного цвета полоской вдоль спины. Смертельной опасности укус гадюки не представляет.
Сама змея на людей не покушается и при малейшей опасности спешит скрыться. Не следует убивать и этих змей. Они наши соседи, а с соседями надо дружить. Во время работы в Висимском государственном заповеднике я знал одну змею, которая часто грелась на лесной тропе. При моем приближении она всегда убегала. Однажды я встретил ее глубокой осенью. Было довольно прохладно, и змея грелась в скупых лучах осеннего солнца. При моем приближении рептилия подняла голову, как бы прося дать ей возможность еще немного погреться. Чтобы не беспокоить змею, я обошел ее стороной. Ведь для меня это не составляло никакого труда.
ecosystema.ru