Защитники национальных интересов нашли себе новых врагов. Теперь ругают группу «Ninety One». Ругают за то, что они не похожи на нас. На казахов. Они похожи на корейцев. Они действительно на них похожи.
«Космополиты», интернационалисты и прочая толерантная «нечисть» высказываются в защиту молодых дарований. Они считают, что каждый имеет право на самовыражение. Тем более самовыражение «Ninety One» многим по душе. Особенно нимфеткам.
Преимущества шубы с точки зрения майки
Между прочим, я был в Корее. В Сеуле, в частности. Несколько раз.
Как бы это оскорбительно ни звучало для наших радетелей отечества – корейцы похожи на казахов. Правда, они там по этому поводу не особо расстраиваются. Многие из них даже не подозревают об этом. Естественно, не считают для себя позором.
Честно говоря, в этом споре я ни за тех и ни за этих. Потому что это спор не концептуальный. Это спор – возрастной. Мировоззренческий. Все равно что рассуждать о преимуществах шубы с точки зрения майки.
Да, с одной стороны, я всегда считал, что самый легкий путь в любом виде творчества это – подражание. Копирование. Заведомо тупиковая колея. Вторичность. Чистое обезьянничание.
С другой, я бы хотел сказать, что запрещать, затыкать, устраивать травлю, прикрываясь какими-то псевдопатриотическими призывами – дело недостойное и откровенно пакостное. Как будто у нас со всем остальным все так замечательно. Как будто весь наш так называемый казахстанский шоу-бизнес сплошь состоит из достижений и величественных побед. Как будто там у нас создаются и процветают духовные скрепы. Я лично вижу там редкое сочетание убожества, агрессивного невежества и нелепости.
Да и вообще – разговор этот пустяковый. И вроде бы даже как безобидный. Ну, поют мальчики с крашеными, как пасхальные яйца, головами, кривляются, мотня ниже колен. Ну, нехай поют. У них сейчас возраст такой. Гормоны там, протест и все такое прочее. А потому, мне думается, тема эта высосана из пальца. Она придумана. Но вот кто и что стоит за этой темой?
Здесь, пожалуй, есть о чем поговорить.
Несчастную страну узнаешь по количеству общественных деятелей
Фазиль ИСКАНДЕР как-то сказал: «Несчастную страну узнаешь по количеству общественных деятелей».
У нас их нынче развелось ну просто… В собаку бросишь - в моралиста попадешь. Среди них, конечно, особенно выделяются национал-патриоты. «Нацпаты» в просторечии. Я их называю «нашистами». Такие, знаете, «несмирившиеся неудачники». Плюшевые борцы. Игрушечные рыцари. Главный их промысел – игра в фашизм с человеческим лицом. Интерпретаторы текста. Лингвистические философы, которые борются за чистоту крови, а по сути, отстаивают собственнические интересы. По большей части - имущественные. Они напоминают мне незадачливых мужей, которые, наслушавшись маменьки, подают на развод и уносят с собой все, вплоть до фритюрницы, которая якобы досталась им от бабушки и дорога как память.
Если говорить прямо, они украли у ГИТЛЕРА идею тысячелетнего рейха и теперь подают ее под другим соусом. Под бесбармачным, надо полагать. Они прекрасно понимают: показной патриотизм конвертируется в любую валюту. Поэтому они объединяются в стаи и назойливо демонстрируют свою любовь к родине.
Их можно не замечать. Их можно игнорировать. Вроде как не сильно мешают. «Большая собака никогда не мешает лаять маленькой собаке» (японская поговорка).
Родину не любят громко и напоказ
Но вот в чем дело. Я всегда считал, что родину громко не любят. Тем более так – напоказ. Потому что чувство это – интимное. И безвозмездное. Как и всякая подлинная любовь. От любви ведь не ждут дивидендов. А коли есть такие планы, то это уже не любовь вовсе, а – расчет. Хотя, говорят, брак по расчету самый крепкий.
Как я заметил, сегодня самый выгодный бизнес это – борьба за Самость. За Эго. За историческую справедливость и самоопределение.
Во-первых: не требует никаких вложений. Достаточно прикрыть статую платком и объявить, что это «не по-нашему». Или накинуться на создателей фильма, где казахская девушка целуется с русским парнем. Или же разразиться гневной тирадой по поводу корявого перевода рекламы…
Примеров много.
Допустим, кто будет против наступления весны? Казалось бы, очевидная вещь. Бесспорная. Но если затеять вокруг этого грамотно организованную возню с лозунгами и транспарантами, то наверняка многим станет любопытно: а в чем, собственно, дело? А если еще и указать, что некие враждебные силы задерживают наступление весны, то тогда, считай, дело сделано…
Когда говорят, что в Казахстане живут казахи, то с этим трудно спорить. А когда утверждают, что в Казахстане должны жить казахи, то невольно возникают вопросы. Во-первых: почему они должны жить только в Казахстане?
И потом: а где они еще должны жить? Или – где они еще могут жить? А если кто-то из них захочет жить, к примеру, в Австралии? Или в Новой Гвинее? Почему вообще они должны, а не вольны жить? Короче, начинаются брожения.
Кто вообще любит устраивать разборки по этому поводу? Кто впаривает такие установки? Проще говоря – кто вносит раздор в наши и без того нестройные ряды?
Таких я называю «қазақ тілді шала-қазақтар». Они видят в этом свое преимущество, единственное, как я понимаю, и спекулируют на теме в поисках дешевых барышей.
Лично я не делю казахов на шала, ада, таза и прочих. Они все – мои братья и сестры, если выражаться пафосно. Более того, я всех, кто родился и живет в Казахстане, считаю казахами. И, кстати говоря, их так и воспринимают по всему миру. Я поездил и я видел.
А когда устраиваются прения, затеваются споры о необходимости штампа в паспорте, где черным по белому должно быть указано, что такой-то мырза – казах…
Мы любим барахтаться в пыли, которую сами же и поднимаем
Мне, например, не нужно напоминать письменно, да еще в паспорте – кто я по национальности. Я это и так помню, и меня от этого никак не распирает. Разве можно ставить себе в заслугу свою национальность? Это все равно, что хвастаться тем, что ты – левша. Тогда как все вокруг преимущественно правши.
Мне, к примеру, очень комфортно чувствовать себя казахом, и мне повезло родиться и вырасти в ауле, среди апашек и ажещек. Но когда мне намекают, что казахом быть лучше, чем, скажем, латышом или якутом, то я невольно задумываюсь. Оказывается, можно это обратить в прибыль?
Меня больше заботит другой вопрос. И мне думается, что он важнее. Хочется спросить других и себя в том числе: «А что в них, в моих родных казахах, такого, что они могли бы предложить этому миру и этот окаянный мир ответил бы им взаимностью?»
С этим, пожалуй, загвоздка. Вариантов ответа я вижу ничтожно мало. А вот вопросов возникает еще больше. И тут не спасает даже такое высокое звание как твоя Самость. Твоя Казахскость.
Поэтому, на мой взгляд, всякого рода внутренние разборки, которые тут возникают по поводу и без, – это уход от главной темы. Малодушие. Боязнь лишний раз глянуть на себя в зеркало. Борьба с внутренними комплексами. Поэтому мы так любим затевать барахтанье в провинциальной грязи, в аульной пыли, которую сами же и поднимаем.
Как это делается?
Вначале нужно запустить волну. Найти повод, другими словами. На худой конец, просто придумать его.
Для того чтобы борьба была самоотверженной, нужны противники. С этим еще проще. Допустим, ты выдвинул лозунг: «Необходимо поддержать наступление весны!» И тут кто-то рядом неосторожно обронил: «Пусть сначала пройдет зима». И всё. Этого будет достаточно для того, чтобы заявить – вот он! Тот, кто выступает против наступления весны! Дальше уже по накатанной. Технологии наработаны.
Как правило, все начинается с боевого клича: « Враг рядом, и он не дремлет! Аттан!» Тут же забивается стрелка где-нибудь в кафешке, где будет дастархан и куырдак. Чтобы было все максимально национально. Там выступит потенциальный отец казакпайской демократии с накатанной речью: «Отовсюду мы слышим стоны…» Его горячо поддержат любители заварушек, затеются разговоры, составится список антагонистов, и все это запустится в оборот…
Для успешной борьбы с недремлющим врагом нужен лидер. Желательно - от сохи. Пропитанный, так сказать, народным духом. Дух должен пахнуть правдой жизни и внушать доверие электората. Лидеру понадобятся сторонники, аппарат с президиумом и графин. Аппарат нужно кормить, потому что борьбу за Самость бесплатно вести неинтересно. Не тот выхлоп. Остается раскрасить флаги, чтобы было с чем идти на баррикады, выстроенные противниками весны, ну и обязательно нужно что-то делать с биографией лидера. Абсолютно чистый лидер не прокатит. Помимо публичности и узнаваемости нужен некий революционный флер для эволюции образа. Нужен страдалец и диссидент, который может рявкнуть куда-нибудь в пропасть:
- Иду на вы!
Для такой роли более всего подходит разночинец из народа, вышедший в люди. Чтобы и робу механизатора мог правильно надеть, ну и чтобы в «Бриони» смотрелся органично. И важно, чтобы толпа могла идентифицировать его с собой.
Неплохо бы из гуманитариев: поэты, писатели, артисты... Эти обычно с подвешенным языком – на тоях насобачились. И на трибуне смотрятся, и на людях вести себя умеют. По крайней мере, лицом в салате не заснут.
Какой-нибудь химик-академик не подойдет. Он выглядит неубедительно после долгого сидения в одиночестве, в плохо проветриваемых помещениях с колбочками. И толпу видеть перед собой не привык. Может растеряться. Что касается того, чтобы «глаголом жечь сердца», то с этим у него вообще полный раскардаш. Выстраивать в правильном порядке слова мозг не приучен, а чтение по бумажке не оставляет места эмоциям. А трибуна - это как раз то место, где следует проявлять необходимый порыв. Так что нужен краснобай в желтой майке лидера. Другими словами, нужен мало-мальски образованный Амантай-кажи. А таких у нас, как я уже сказал, завались. И с каждым днем ряды их растут, как грибы после чернобыльского дождя. Поэтому с разного рода общественными движениями, объединениями, течениями, союзами и прочими сумбурно организованными конторами у нас все в порядке. Почти все темы забиты. Есть зеленые, есть красные, голубые есть, розовые (мы же рвемся в «тридцатку»), есть оппозиция (какая-никакая), есть молодежные крылья всего и вся, есть старейшины, пенсионерские движения есть, профсоюзные, коммерческие, предпринимательские союзы… Есть у нас, оказывается, даже «Общество охраны речного карпа»…
Жили бы мы так, как поем…
Мне думается, все - это блеф, господа. Все это – пустое. Уход в сторону. Не столь важно, на каком языке ты говоришь. Гораздо важнее – что ты на этом языке говоришь. На любом.
Не так важно – о чем ты шумишь. Важнее – по какой причине?
Я хочу сказать, что не нужно искать повода для ссор. Нужно искать возможности для примирения. У кого в мыслях созидание, тот не ищет драки.
Не верю я этим радетелям чистоты нравов, защитникам национальной исключительности, различного рода моралистам, которые кричат об оскорбленных чувствах и т.д. А вижу я в них главных виновников раздора. Вижу обыкновенных лавочников, торгующих нашими внутренними вопросами. Какое-то время назад все они сидели, засунув языки себе в задницы, а когда им разрешили их вынуть, то, выяснилось, что ничего приличного этим языком уже не скажешь. Вот и сеется разлад и ссоры вместо того, чтобы думать о единстве, болеть за мир и согласие в собственном доме.
Не бранить надо не владеющих языком, не знающих традиций, незнакомых с ритуалами, не назначать их врагами нации и не устраивать судилища. Не ругать потерявших себя юнцов за их прически. Они не виноваты в том, что мы проиграли невидимую войну с глобализмом. Они – результат этого тотального поражения. И это верх несправедливости – срывать на них свое бессилие.
А что надо делать?
Просвещать надо! Объяснять – кто они есть на самом деле и какая великая история стоит за ними. Показывать надо на реальных примерах. Рассказывать. Вот чем надо заниматься, а не искать в тылу врагов. Было уже. Умылись кровью. До сих пор кости дедов, которые по-настоящему боролись за национальное единство, собрать в одно место не можем. А тоже все начиналось вроде как с безобидного…
Р.S. Недавно ходил на бокс. Канат ИСЛАМ. И вот когда двенадцать тысяч запели в один голос гимн, честно скажу – меня аж до мурашек пробрало. И так стало тепло на сердце, так душевно, что подумалось: «Эх-х! Вот жили бы мы так, как поем»…
Фото: yvision.kz.