Образование как один из главных ресурсов общества на примере Сингапура
Во всем мире есть похожие проблемы, которые уже когда-то решались. Конечно, в каждой стране есть свой менталитет, и действовать нужно с учетом многих специфичных факторов, но все же стоит перенимать уже готовые "рецепты" у руководителей развитых стран для более ускоренного развития экономики.
Мысль написать данный пост и провести параллель с нашими проблемами возникла давно после прочтения книги Ли Куан Ю (бывшего премьер-министра Сингапура) «Из третьего мира в первый», где он в главе «Пестуя и привлекая таланты» описывал одну из проблем системы образования и проведенные им реформы по увеличению просвещенных людей в стране.
«ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ СТРАНЫ».
С ним невозможно не согласиться, т.к. образованные люди в любой стране – это и есть самые ценные ресурсы.
Правительство Сингапура в 80-е годы поставило цель - увеличить прослойку талантливых людей.
Изучив статистику того времени Ли Куан Ю понял, что увеличение числа образованных людей начинается с просвещенных родителей, т.к. 80% личности человека закладывается природой, а примерно 20% является результатом воспитания. Неудивительно, что он сталкивается с проблемой неправильных предрассудков в отношениях между мужчинами и женщинами.
На основе статистики переписи населения в 80-х гг. и научных исследований Ли Куан Ю дает следующие выводы:
«Наиболее способные женщины не выходили замуж и, следовательно, не воспроизводили себя в следующем поколении. Это вело к серьезным последствиям. Наши лучшие женщины не воспроизводили себя, потому что мужчины их образовательного уровня не хотели на них жениться. Женщины составляли примерно половину выпускников университетов, и почти 2/3 из них были незамужние».
«Азиатский мужчина предпочитает жену с более низким уровнем образования, чем у него самого».
Сейчас у нас в стране часто встречаю умных женщин, которым тяжело найти мужчину своего уровня, и они так и живут в ожидании, что когда-нибудь сыграют роль матери.
А наши мужчины – выпускники ВУЗов в большинстве случаев предпочитают жениться на менее образованных женщинах, чтобы жена всегда зависела от него морально и материально и была послушной домохозяйкой.
Также высокообразованные женщины усугубляют проблемы страны, рожая меньше детей, чем менее образованные. Здесь понятно, что женщина вкладывается больше в качество, а не в количество.
Какие же методы решения данных проблем предложил и осуществил премьер-министр Сингапура?
1. Он стал публично убеждать мужчин жениться на женщинах с равным уровнем образования и поощрял образованных женщин иметь двух и более детей, обосновав это тем, что способности родителей передаются по наследству детям. После такого заявления на Ли Кван Ю обрушились обвинения в элитизме. Самое интересное то, что были недовольны женщины, окончившие ВУЗы, потому что он выставил напоказ их семейную неустроенность:
«Я незамужняя преуспевающая женщина – профессионал в возрасте 40 лет. Осталась одинокой, потому что мне так нравится. Я оскорблена предположением, что какие-то нищенские финансовые стимулы заставят меня прыгнуть в постель с первым встречным привлекательным мужчиной, чтобы произвести на свет талантливого ребенка ради будущего Сингапура».
Несмотря на высмеивания прессы и западных комментаторов, Ли Куан Ю приводил доказательства и нашел поддержку со стороны некоторых ученых (Книга Хернштейна «Кривая нормального распределения» - The Bell Curve, в которой изложены данные, показывавшие, что интеллект передается по наследству)
2. Создал специальное Агентство социального развития, чтобы женщины и мужчины с высшим образованием получили возможности для общения.
3. Сформировал Секцию социального развития для работы с людьми со средним образованием.
«Женщины хотели выйти замуж за высокообразованных мужчин, мужчины – жениться на менее образованных женщинах. В результате мужчины с более низким уровнем образования не могли жениться, потому что женщины, которые оставались незамужними, были более образованы и не хотели выходить за них замуж».
4. Предоставил матерям с высшим образованием, родившим третьего ребенка, приоритет в выборе лучших школ для всех троих детей, что являлось целью для всех родителей.
5. Предоставил специальные налоговые льготы замужним женщинам с высшим и средним специальным образованием.
Каких результатов достиг Сингапур после проведенных реформ и убеждений?
«К 1997 году 63% мужчин с высшим образованием вступили в брак с женщинами – выпускницами университетов, по сравнению с 32% В 1982 году. Большее число женщин также выходило замуж за мужчин без высшего образования, вместо того чтобы оставаться одинокими».
Таким образом, Сингапур сумел преодолеть предрассудки населения и достиг вполне впечатляющих результатов.
Однако, на следующем этапе развития в Сингапуре возникает другая проблема – эмиграция талантов. Эта же проблема постоянно обсуждается в Казахстане. Как боролся Сингапур с оттоком специалистов и многое другое можно почитать в книгах Ли Куан Ю, настоятельно рекомендую.
Считаю, что сейчас Казахстану как никогда необходимо дорожить умными образованными людьми и приложить все усилия на развитие высшей школы в стране во избежание дальнейшей стагнации экономики и полной зависимости от стоимости нефтяных ресурсов. И конечно же, надо гнать прочь устарелые предрассудки и делать правильный выбор в сторону будущего страны.
Источник: yvision.kz