Не теряйте братьев своих
Не теряйте братьев своих

Хвала Аллаху, Милостивому и Терпеливому Господу, Чья милость объемлет всё сущее и опережает Его гнев. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, пророку милости и учителю добра, который сказал: «Я был послан только для того, чтобы усовершенствовать нравственные достоинства» (Ахмад).

Чем лучше мы узнаем человека, тем больше недостатков мы замечаем в нём. Конечно, мы видим и хорошие стороны его характера и достойные поступки, но воспринимаем их как само собой разумеющееся. Зато чужие изъяны ясно и отчетливо бросаются в глаза, особенно когда дело касается нас самих. И чем большего мнения о себе человек, тем меньше нужно для того, чтобы он возмутился и почувствовал себя оскорбленным. Его нафс вскипает и говорит: «Кто он такой, чтобы так поступать с тобой? Он не знает своего места, но ты укажешь ему на него».

Если человек болеет высокомерием, то его нафс легко отталкивает разум и воцаряется на троне сердца. Чем больше он размышляет о случившемся, тем большей неприязнью и злобой пропитывается его душа. Гнев овладевает им, он жаждет отмщения, и если страх перед Аллахом не останавливает его, то он не стесняется в средствах, чтобы удовлетворить уязвленное самолюбие. А ведь жестокость и деспотичность — это качество адитов, которые навлекли на себя гнев Всевышнего и были истреблены холодным ветром (сура 26 «Поэты», аят 130).

Окружающие действительно не всегда поступают с нами наилучшим образом, и в такие моменты наша вера проходит испытание на прочность. Возлюбить ближнего потому и трудно, что ты лучше других осведомлен о его недостатках и чаще других сталкиваешься с его упущениями, в том числе по отношению к тебе. Но в этом и заключается смысл испытания ближним: принять его таким, каким его принимает Аллах, найти ему оправдание, простить его слабость, покрыть его недостатки, помочь ему стать лучше.

Всевышний сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Аллах же любит делающих наилучшее» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 133-134). Это значит: если ты спешишь к прощению Господа, то помогаешь людям и когда тебе легко, и когда тебе трудно. Но, поступая так, ты непременно увидишь от них то, что тебе не понравится. Поэтому наберись терпения и сдержи свой гнев, чтобы не попрекнуть человека в оказанной ему милости и не растерять награды за свои добрые дела. Не отмщай и не наказывай, а прости, чтобы Аллах простил тебя. Но даже этого мало, если ты ищешь любви твоего Господа, ибо Он любит делающих наилучшее, которые закрывают двери ненависти и отвечают на зло добром.

Аллах — Прощающий и любит прощать. Он наделил нас способностью прощать, чтобы отделить кротких и милосердных рабов Своих от тех, кто ищет величия на земле и распространяет на ней нечестие. Он доволен, когда люди прощают друг друга, и одаряет кротких и милосердных ещё большей милостью. В достоверном хадисе сказано: «Богатство человека не уменьшается от милостыни, и рабу, который прощает, Аллах не прибавляет ничего, кроме величия, и кто бы ни смирился перед Аллахом, Аллах обязательно возвысит его» (Муслим).

А в другом хадисе сообщается, что как-то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сейчас вы увидите человека, который попадёт в Рай». Тут показался один из ансаров; он только недавно совершил омовение, и вода стекала с его бороды, а в левой руке он нес свои сандалии. На следующий день Пророк, мир ему и благословение Аллаха, снова сказал: «Сейчас вы увидите человека, который попадёт в Рай». И снова появился этот самый мужчина. На третий день повторилось то же самое, и тогда ‘Абдаллах ибн ‘Амр пришел к нему и сказал: «Я поспорил с отцом и поклялся три дня не возвращаться домой. Не позволишь ли ты мне остаться у тебя, чтобы исполнить клятву». Тот мужчина разрешил ему остановиться у него, и ‘Абдаллах начал наблюдать за ним. Он не вставал на ночную молитву, но по ночам, когда он ворочался в постели, он поминал и возвеличивал Аллаха. Спустя три дня ‘Абдаллах, которому благодеяния того человека показались ничтожно малыми, сказал ему: «Мой отец не гневался на меня, и между мной и им не было никакой ссоры, но я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха трижды сказал, что сейчас мы увидим человека, который попадет в Рай, и трижды появлялся ты. Тогда я решил переночевать у тебя, чтобы взять с тебя пример, но я не увидел, чтобы ты совершал много праведных дел. Благодаря чему же ты достиг того, о чем сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Мужчина сказал: «Ты видел всё, что есть». А потом, когда ‘Абдаллах уже собрался уходить, он подозвал его и сказал: «Ты видел все, кроме того, что я не держу в душе злобы ни на кого из мусульман и не завидую тому, чем Аллах облагодетельствовал других». ‘Абдаллах ибн ‘Амр сказал: «Вот благодаря чему ты достиг этого, и вот что не получается у нас» (Ахмад и ан-Насаи).

Вдумайтесь в смысл этого хадиса: для обретения совершенной веры, которая приводит в Рай без наказания в могиле и в День воскрешения, нужно научиться не только прощать, но и не держать в сердце зла и обиды. Только стирая из памяти всё плохое и неприятное, можно полюбить братьев и сестёр по вере и возжелать для них то, что мы желаем самим себе. А когда носишь в сердце обиду на человека и помнишь о его проступках, трудно желать ему добра и не смотреть на него свысока.

Но как простить человека, скажете вы, когда речь идет о серьёзном проступке? А может быть, дело не в его оплошности, а в нашей гордыне? Той самой, которая выжигает веру и приличествует только Царю людей. Однако же Гордый Царь прощает и после этого окружает любовью и милостью. «Он — Прощающий, Любящий» (сура 85 «Созвездия», аят 15). Никто не способен простить и после этого возлюбить так, как Он, и двери Его милости открыты для каждого милостивого:«Но если вы простите, не будете бранить и покроете их, то ведь Аллах — Прощающий, Милующий» (сура 64 «Обделение», аят 14).

В этом аяте использованы сразу три близких по смыслу глагола, означающих «прощать» и охватывающих все составляющие прощения. «‘Афа» — значит прощать, воздерживаясь от отмщения и наказания. «Сафаха» — значит прощать, отказываясь от укора и порицания. «Гафара» — значит прощать, покрывая чужой проступок [Тафсир аль-Байдави]. Эти три ступени прощения покоряются только тем, кто уверовал в Аллаха и не сомневается в награде от Него.

Человек может простить обидчика и не искать возможности поквитаться с ним по разным причинам. Труднее удержаться от укора в его адрес даже после того, как отношения с ним наладятся. И уж совсем трудно не обсуждать его неблаговидный поступок в обществе друзей и близких, хотя чаще всего это — самое обыкновенное злословие за спиной брата. Ведь если его проступок касается только тебя, то обсуждать его с другими, перемывая косточки своего брата, может оказаться куда 

ДәуренДәурен
7 лет назад 3388
1 комментарий
  • خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ

    Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь мягким, учтивым; умей легко подходить к обстоятельствам, не усложняя их; относись ко всему проще]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам и отвернись от невежд Священный Коран, 7:199
    Умение прощать – удел сильных

    Как легко об этом говорить, но как трудно применять в жизни!!!
    Алла разы болсын!
    7 лет назад
О блоге
0
1481306 32 55 536 11
Прямой эфир