Ответ на этот вопрос пытается найти эксперт сферы здравоохранения Али Нургожаев.
В линейной алгебре есть такое понятие – базис. Основное его свойство – любой вектор пространства можно разложить по векторам базиса. При этом базисный набор должен быть минимально необходимым. На этом фундаментальном понятии строится вся линейная алгебра.
Действовать по принципу базиса, особенно в госполитике, очень важно. Например, если разрезать пиццу не по базису, то какие-то куски останутся бесхозными, а какие-то достанутся двоим и более со всеми возможными последствиями.
Главный ориентир в деле развития частной медицины Казахстана сегодня – 81-й шаг плана нации «100 конкретных шагов». Есть несоответствие между заголовком шага и «расшифровкой». «Развитие частной медицины» воспринимается скорее как распространение практики прямых платежей в момент оказания помощи. Эта схема – наиболее рискованная с точки зрения доступности медуслуг и финансовой защищенности населения от катастрофических расходов на здравоохранение. С другой стороны, в содержании шага заявляются приватизация госсобственности и реализация госзаказа через частные клиники.
Теоретически в основе такого курса должно лежать серьёзное обоснование двух вещей. Первое – обоснование более высокой эффективности организаций здравоохранения частной формы собственности по сравнению с государственными. Как экономист здравоохранения, утверждаю, что такого количественного анализа проведено не было. Второе – обоснование роста потребления медицинской помощи в ближайшие годы (что также под вопросом, учитывая смещение акцента на ПМСП, снижение длительности больничного пребывания, появления менее инвазивных технологий лечения).
Это если говорить о «взрослой» политике, то надо основываться на цифрах и фактах, или evidences, как говорят зарубежные коллеги. Но об этом в другой раз, а сейчас рассмотрим спектр деятельности, попадающей под определение «частная медицина».
Вторая категория – «Частники b2c», или «Бизнес как поставщик услуг для населения». Это клиники частной формы собственности, рассчитывающие преимущественно на обслуживание физических лиц напрямую: пришел, заплатил по прейскуранту – попал на приём. С точки зрения государства, для таких клиник надо лишь адекватно регулировать отрасль, а невидимая рука рынка (правда, слабо применимая в здравоохранении) сама расставит всё по местам. Избыточное регулирование в отношении такого «бизнеса в чистом виде» применяется лишь в ситуациях, когда рынок медицинских услуг перенасыщен до спекулятивности (в развитых странах бывает и такое). Рынок таких «частников b2c» работает без объединения средств и рисков: каждый платит за себя. Однако если государство достаточно позаботилось о системе в целом, то есть обеспечило доступность и качество базовой медпомощи за счёт объединённых средств (бюджет, средства ФМС), то люди обращаются в частные клиники уже не за жизненно важной помощью, а за сервисом, отсутствием очереди, дополнительными услугами. Впрочем, если государство не справляется с обеспечением минимально необходимой помощи, частные клиники ещё более востребованы как единственная альтернатива.
В первую очередь надо исключить конфликт интересов между двумя «карманами» государственной клиники: карман ГОБМП (бесплатные для пациента услуги) и карман платных услуг. Ведь конфликт интересов – страшная вещь.
Во вторую очередь необходимо гласно определить политику в отношении платных услуг в госорганизациях. Пока такая политика отсутствует, неясно, где проходит грань между наказанием за знаменитое «крутите больных» и поощрением развития платных услуг, дифференцированной оплатой труда медиков и обновлением основных средств за счёт заработанных средств.
Приватизированные государственные организации, или «Бизнес на государстве». Безо всякого негативного оттенка, по типу экономической мотивации владельцев и взаимоотношениям с государством эта группа игроков тянет на отдельную категорию.
Есть и минорная категория b2b – организации, ориентированные на промышленную медицину и работу со страховыми компаниями. В отечественной практике эти структуры зачастую интегрированы с родственными финансово-промышленными группами, а сам формат может присутствовать во всех вышеперечисленных категориях.
Ключевой вывод – регуляторные изменения должны анализироваться по воздействию на каждую из категорий бизнеса. На этом базисе можно выстраивать политику развития частной медицины и дерегулирования.
forbes.kz