Неподходящий руководитель — это бомба замедленного действия в компании. И рано или поздно она приведёт к разрушительным последствиям
Расскажу о трёх главных факторах, которые помогут определить, сможет ли конкретный человек быть хорошим генеральным директором и приносить результат.
В 2004 году я впервые делегировал работу генерального директора в своей производственной компании. Провёл собеседования со многими кандидатами. Помню, как ко мне пришёл мужчина, ему было до 40 лет. И уже на десятой минуте я понял, что он мне не подходит, но продолжил общение из интереса.
Он рассказывал, что компания, в которой он раньше был генеральным директором, была хорошо настроена, росла, но разорилась. Причиной он называл проблемы на рынке. Оказалось, что до этого он также работал генеральным директором, и компания разорилась по примерно такой же причине. В принципе, интервью уже не стоило продолжать, но интерес взял своё, ведь в его послужном списке была ещё одна компания. И да, она точно так же разорилась.
Надо отдать должное этому парню, он был честным и умным, а потому без утайки отвечал на мои вопросы. Но такого человека не стоит брать генеральным директором, ведь это какой-то серийный убийца компаний! Он начинает работу, доводит компанию до разорения, а потом история повторяется.
Фактор 1. Как человек общается?
Меня всегда настораживает, когда человек говорит слишком умным языком. Прекрасно помню, как брал на должность топ-менеджера человека, ранее работавшего директором на производственном предприятии. Он говорил очень умные фразы, и время от времени я стал его останавливать и спрашивать, что конкретно он имел в виду. Стало очевидно, что он сам не понимает, о чём говорит. Такой руководитель не сможет донести идеи до подчинённых и будет сводить их с ума.
Работа гендира не состоит в том, чтобы защищать докторскую диссертацию. Он должен доносить свои идеи до подчинённых в понятном виде, добиваться того, чтобы они действовали и получали результат. По-другому он не сможет делать свою работу.
Фактор 2. Как он руководит?
Генеральный директор должен быть профессиональным и умелым руководителем. При найме вы будете сталкиваться с людьми с колоссальным опытом, у которых в резюме прекрасные позиции. Они получали результаты, ими были довольны. Но они не знают, как на самом деле выполнять работу руководителя.
То, что человек ранее занимал руководящую должность, не означает, что он умеет управлять людьми. Как правило, он обладает личностными качествами, талантами, умеет находить общий язык с людьми. Но не является профессионалом.
Инструменты руководителя
На собеседовании я всегда спрашиваю у кандидата: «А что ты конкретно делал как руководитель? Какими были твои ежедневные и еженедельные действия?» Если человек профессионал, то ответит, что проводил координацию и совещания, писал планы и доносил необходимость их создания до подчинённых, получал отчёты и сравнивал данные. Если человек проводил совещания, прошу описать письменно или устно протокол, последовательность действий на совещании. Также меня интересует, как подчинённые должны были подготовиться к совещанию, прошу рассказать и об этом.
Если кандидат делал всё на регулярной основе, то описать это не составит труда. Для него это всё равно что дышать. Если в этот момент он начинает вспоминать, придумывать или вообще не понимает, о чём я говорю, то вывод такой: человек действительно талантливый, но делать работу руководителя он не умеет.
Скорее всего, он будет управлять по принципу чайки: прилетел, покричал, оказал эмоциональное воздействие и улетел. Но это не уровень высшего руководителя компании.
Фактор 3. На что он ориентирован?
Нужно чётко понимать, на что настроен человек: на работу с людьми или нематериальными объектами (техникой, компьютерами, машинами, станками, технологиями и так далее). Генеральный директор должен быть ориентирован на работу с людьми, ведь именно они его главный ресурс. А вот они и будут приводить в движение станки, компьютеры и прочее.
Генеральные директора, ориентированные на людей, очень тёплые, прокачивают определённые навыки в своей жизни, легко находят общий язык с окружающими. Они не отступают, когда видят расстроенного сотрудника, не пытаются спрятаться за компьютерной программой. Они ориентированы на создание отношений.
Если генеральным директором станет человек, ориентированный на объекты, то управление будет сложным. Появятся правила автоматизации, всяческие барьеры и мины-ловушки, системы штрафов. То есть он будет пытаться создать инструменты, которые управляли бы людьми.
Как это распознать
Общаясь с человеком, обратите внимание, возникает ли у вас взаимопонимание, эмоциональный контакт. Или же у вас возникает согласие на логическом уровне, на уровне данных? Почувствуйте, что с вами происходит при этом, ведь с социально ориентированным человеком очень просто наладить контакт в общении.
Или понаблюдайте, как он общается с другими: проявляет ли благодушие, дружеское расположение, причём с ходу, изначально, без каких-либо барьеров. Либо для начала работы ему нужны бумаги, стандарты, но не живое общение?
Вывод
Генеральный директор должен быть человекоориентированным. Он должен уметь доносить идеи до других простыми словами, общение с ним более яркое, нежели с человеком, ориентированным на объекты и технику. Чтобы донести свои идеи, ему не требуются вспомогательные инструменты.
Не отрицаю, есть исключения. И технари становятся хорошими генеральными директорами. Такие примеры есть и в области бизнеса: например, Билл Гейтс — явно техноориентированный человек. При этом ему удалось создать огромную корпорацию. Но, как правило, рядом с такими людьми есть сильные человекоориентированные руководители.
Ведь большинство быстрорастущих и успешных компаний создаются именно такими людьми. Пример — Говард Шульц, основатель Starbucks, или Илон Маск, который очень тепло со всеми общается. Он технарь, но при этом ему удаётся располагать к себе людей и находить с ними общий язык.