Почему крупный бизнес вкладывает миллиарды долларов в развитие виртуальной реальности
Метавселенные находятся на раннем этапе развития, но крупные игроки технологического рынка вовсю в них вкладываются. В октябре 2021 года Meta объявила о планах инвестировать $10 млрд в развитие виртуальной реальности. Не желая отставать от конкурентов, Microsoft в январе 2022-го заявил о намерении купить Activision Blizzard, разработчика видеоигр, за астрономические $70 млрд. Совсем недавно, в октябре 2022-го, игровая онлайн-платформа и система создания игр Roblox привлекла почти $900 млн инвестиций под развитие собственной метавселенной.
Все эти и другие компании стремятся создать такие условия, при которых метавселенные могли бы развиваться успешно. Более того, уже сегодня эти компании определяют принципы, по которым будет устроен рынок метавселенных. Еще не вполне понятно, как будут зарабатывать сторонние бизнесы, которые захотят разместить в метавселенных контент. Крупные технологические компании в скором времени определят и это.
По мнению аналитиков консалтингового агентства The Boston Consulting Group (BCG), сейчас самое время понять, что такое метавселенные и как традиционные компании могут стать их частью. Полной картины у экспертов пока нет – у разработчиков разное видение будущего этой технологии. Однако иметь представление о возможных путях развития метавселенных топ-менеджерам необходимо. Это поможет понять, как можно использовать эту технологию к своей выгоде.
Три модели
Чтобы определить основные тренды развития метавселенных, эксперты BCG изучили документы, опубликованные крупнейшими игроками этого рынка: компаниями Axie Infinity, Meta, Microsoft, Roblox и The Sandbox. Это позволило определить возможные модели функционирования метавселенных.
Согласно первой модели, метавселенных будет несколько. Каждая из них будет специализироваться на определенной сфере, будь то работа, шопинг или гейминг. Программное обеспечение каждой из этих метавселенных будет совместимо с гаджетами определенных производителей. Компании, создающие эти платформы, будут наполнять их контентом. Они же будут производить устройства, необходимые для использования этих платформ. Адепты данной модели считают, что метавселенные станут популярными за счет качественного контента и индивидуального подхода к пользователям. Эта модель выгодна для крупных компаний: привязав свои метавселенные к определенным устройствам, они укрепят положение на рынке.
Вторая модель предполагает существование мультифункциональных метавселенных. Приверженцы этой модели уверены в том, что отдельно взятая метавселенная должна служить множеству целей. В этой модели устройства не привязаны к платформам: с помощью одного и того же гаджета можно будет выходить в разные метавселенные. Именно эту модель использует Meta, работающая над созданием социальной сети нового типа. Для использования этой метавселенной необходимы очки виртуальной реальности. Платформа, которую разрабатывает Meta, предполагает не только общение, но и решение других задач. Внедрение этой модели позволит Meta занять доминирующее положение на рынке. Зарабатывать компания планирует за счет интеграции рекламы в метавселенную и процентов, получаемых с транзакций пользователей.
Согласно третьей модели, разработчики метавселенных не участвуют в производстве устройств, на которых эти метавселенные работают. Эта модель аналогична той, которую сегодня используют стриминговые платформы вроде Netflix и HBO, доступные на широком спектре устройств. Создатели метавселенных, устроенных по этому принципу, будут отбирать и в некоторых случаях создавать контент для своих платформ. Компании вроде Axie Infinity, Epic Games, Sorare, и The Sandbox работают над созданием подобных метавселенных. Каждая из этих платформ предлагает пользователям определенный вид развлечений.
Быть в курсе
Эксперты BCG считают, что метавселенные будут развиваться по одному из описанных сценариев. Компаниям, планирующим стать частью метавселенных, нужно следить за новостями, чтобы вовремя понять, какую из моделей возьмут на вооружение разработчики. Окончательный дизайн метавселенных будет зависеть от нескольких факторов. Один из них – скорость внедрения технологий дополненной реальности. Гаджеты, работающие на основе этой технологии, уже существуют, но еще неясно, как они будут выглядеть через несколько лет. Кроме того, метавселенные будут зависеть от таких технологий, как блокчейн, необходимых для монетизации и взаимной совместимости платформ.
Важное место в вопросах развития метавселенных занимает законодательство. Эксперты еще не знают, какие рамки задаст разработчикам метавселенных государство. Чиновникам еще только предстоит выработать требования к программному обеспечению и устройствам, на основе которых будут работать те или иные платформы. Следить за изменениями в законодательстве аналитики BCG советуют уже сейчас.
Больше чем реальность: как метавселенные могут помочь бизнесу?
Многие бизнесмены до сих пор не знают как применить возможности новой вселенной в своей работе
Несмотря на то что метавселенные у всех на слуху, мало кто представляет, как они устроены. Бизнесменам сложно понять, как метавселенные повлияют на их работу. Использование их к своей выгоде – сложная задача, разобраться в которой без помощи специалистов практически невозможно. Эксперты консалтингового агентства The Boston Consulting Group (BCG) изучили возможное влияние метавселенных на бизнес. Исследование призвано помочь предпринимателям разобраться, как использовать эту технологию на благо компании.
Метавселенные основаны на взаимодействии разных технологий и анализе больших данных. У большинства потребителей они ассоциируются с социальными сетями или компьютерными играми. Между тем бизнесы тоже могут использовать метавселенные. Последние, в частности, могут пригодиться в разработке алгоритмов на основе машинного обучения. Эти алгоритмы помогут сделать работу компании более прозрачной и таким образом ускорить принятие решений. С помощью метавселенной авиамеханик может связаться с инженером, чтобы тот удаленно помог устранить неполадку в самолете.
Метавселенную можно применить для создания цифрового двойника электрической сети, чтобы прогнозировать аварии и планировать техобслуживание. Человека, отправившего сигнал бедствия со своего смартфона, можно обнаружить и спасти с помощью метавселенной.
Первые опыты
Метавселенные находятся на ранней стадии своего развития, поэтому сложно сказать, в чем заключаются их ограничения. Сегодня эта технология ширится и усложняется. Дополненная реальность, большие данные, искусственный интеллект, блокчейн – все это подстегивает развитие метавселенных. Потребители видят в них новые способы развлечений. Компании воспринимают технологию как возможность найти новые каналы взаимодействия с клиентами. Эксперты BCG насчитали с дюжину примеров использования метавселенных в бизнесе. Пока это только эксперименты, но массовое внедрение технологии не за горами. Метавселенные не просто дадут толчок отдельным индустриям (например, телемедицине) – они приведут к созданию новых отраслей и бизнес-моделей.
Первыми адептами метавселенных стали ретейл- и фешен-компании. Не сильно отстают от них технологические и телеком-корпорации, бизнесы в сфере здравоохранения и автоконцерны. Ажиотаж растет. Microsoft потратила около $70 млрд на покупку Activision Blizzard. Одна из целей сделки – закрепиться на рынке метавселенных. Понятно, чем метавселенные привлекают бизнес. По оценкам BCG, среднестатистический ретейлер из списка Fortune 500 при помощи данной технологии может увеличить маржинальность на 1,5–2%. Метавселенные принесут такому ретейлеру дополнительную прибыль в размере от $500 млн до $750 млн за счет повышения операционной эффективности и лучшей инвентаризации.
Осторожное движение
Компаниям, которые планируют внедрение метавселенных в свою деятельность, необходимо понять, как изменится их бизнес-модель. Нужно трезво оценить свои технологические возможности и составить сценарии изменения операционной деятельности. Кроме того, важно осознать, как метавселенные повлияют на положение компании на рынке. Эксперты BCG советуют обратить внимание на вопросы защиты цифровых данных клиентов и совместимости метавселенных с другими технологиями, которые используются в компании.
Главное во внедрении метавселенных – стратегическое видение. Чего вы хотите достичь, каковы индикаторы успеха, чего стоит остерегаться – на эти и подобные вопросы нужно иметь четкие ответы. Важно убедиться, что сотрудники понимают суть технологии и свои задачи. С одной стороны, члены вашей команды должны сходиться в понимании общих приоритетов. С другой – у каждого сотрудника должно быть пространство для экспериментов. Боязнь ошибок ни к чему хорошему не приведет.
Внедрение метавселенной эксперты BCG советуют начать с технологического аудита. Он должен высветить сильные и слабые стороны технологической инфраструктуры вашей организации. Убедившись в том, что у вас достаточно ресурсов на внедрение метавселенной, можно начинать экспериментировать. Найдите возможность использовать метавселенную в операционной деятельности компании. Один из способов это сделать – разработать цифрового двойника вашего бизнеса, который поможет мониторить ключевые показатели компании.
Скорее всего, ваши клиенты поначалу будут насторожены по отношению к метавселенным. Многие не сразу решатся на близкое знакомство с ними. Объяснить потребителям, как метавселенные повлияют на их жизнь, – ваша задача. Большой плюс этой технологии в том, что она дает бизнесам возможность предоставлять каждому клиенту индивидуальный сервис. Однако это не значит, что отношения с клиентами отныне полностью зависят от искусственного интеллекта – человеческое взаимодействие по-прежнему необходимо для полного понимания потребностей ваших потребителей.
Метавселенная для бизнеса
95% бизнес-лидеров ожидают ее положительного влияния на их отрасль в течение 5–10 лет, а 31% думают, что она кардинально изменит их сферу бизнеса
Метавселенная – следующая версия интернета, и она уже рядом. В отличие от «обычного» интернета в нее можно погрузиться целиком, ведь это единое пространство, объединяющее цифровую и физическую жизни пользователя. Если еще несколько лет назад она была лишь грандиозным проектом на горизонте, то сегодня в строительство метавселенной ежемесячно вкладываются миллиарды долларов. Метавселенная – это новый цифровой Клондайк, подтверждает исследование McKinsey & Company «Создание ценности в метавселенной». Отчет дает всестороннее представление о стоимостном уровне метавселенной, о направлениях и динамике инвестиций, о возможностях, которые она открывает для бизнеса и пользователей. Данный труд разработан с целью помочь руководителям как потребительских, так и B2B-компаний лучше понять силу и потенциал метавселенной, определить стратегические цели и ниши для эффективного развития.
Исследование основано на собственных материалах McKinsey & Company, опросе более 3400 потребителей и руководителей бизнесов из разных сфер деятельности, а также серии интервью с идеологами и разработчиками метавселенной и отраслевыми экспертами. Основные выводы.
Потенциал. К 2030 году суммарная стоимость метавселенной может вырасти до $5 трлн. Для сравнения: это более четверти ВВП США. Главным экономическим драйвером новой версии интернета станет электронная коммерция ($2,6 трлн), следом расположатся такие сектора, как виртуальное образование ($270 млрд), реклама ($206 млрд) и игры ($125 млрд).
Инвестиции. В еще незакончившемся 2022 году венчурные и частные инвестиционные компании уже вложили в метавселенную $120 млрд: вдвое больше, чем за весь прошлый год ($57 млрд). Энтузиазм инвесторов вызывает непрерывный технологический прогресс цифровой инфраструктуры, необходимой для развития метавселенной. Кроме того, бренд-маркетинг и цифровые коммуникации все лучше фокусируются на потребителе, увеличивая знание о нем и понимание клиентских путей. По мере того как пользователи успешно осваивают игры – флагманскую территорию метавселенной, увеличиваются навыки и готовность рынка к созданию метаприложений для общения, фитнеса, коммерции, виртуального обучения. Непоследнюю роль играет и демографический фактор: в мире становится все больше людей, для которых виртуальное пространство – родной дом.
Потребители. Почти 60% потребителей уже знакомы с метавселенной и приветствуют перенос туда привычных им функций – покупку виртуальных или реальных товаров (79%), виртуальное посещение концертов или спортивных мероприятий (78%), а также различные упражнения с использованием виртуальной реальности (76%). В различных версиях метавселенной уже живет более 3 млрд геймеров, тратя там вполне реальные деньги. Почти шесть из десяти (59%) потребителей предпочитают хотя бы один опыт метавселенной ее физической альтернативе.
Руководители бизнесов видят в метавселенной возможности для роста прибыли. 95% бизнес-лидеров ожидают ее положительного влияния на их отрасль в течение 5–10 лет, а 31% думают, что она кардинально изменит их сферу бизнеса. Четверть ожидают, что технологии метавселенной обеспечат более 15% общего роста прибыли их организации уже в ближайшую пятилетку.
Более 85% казахстанцев имеют доступ к интернету. Высокий уровень потребления мобильного интернет-трафика дает основания предполагать, что Казахстан уже стал частью метавселенной, а это очень хорошие новости для тех, кто готов выводить туда свои товары или услуги.
ФОТО: © ESA/Hubble & NASA, ESO, J. Lee and the PHANGS-HST Team