Иногда хороший контакт с эмоциями полезен, иногда мешает, и его — подобно любому навыку — можно использовать как во благо, так и во зло
Эмоциональный интеллект лежал в основе некоторых величайших моментов в истории человечества. Когда Мартин Лютер Кинг-младший говорил о своей мечте, он выбирал выражения, способные тронуть сердца слушателей. «Вместо того, чтобы соблюсти это священное обязательство, — гремел Кинг, — Америка выдала негритянскому народу фальшивый чек». Он обещал, что земля, «задыхающаяся от жара притеснений», может стать «оазисом свободы и справедливости» и предвидел будущее, в котором «на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев сядут вместе за стол братства».
Чтобы произносить речи, так сильно воздействующие на аудиторию, требуется эмоциональный интеллект — то есть способность распознавать, понимать и контролировать эмоции. Д-р Кинг блестяще умел как управлять собственными эмоциями, так и внушать публике эмоции, вдохновляющие на действие. Как отмечал его спичрайтер Кларенс Джонс (Clarence Jones), Кинг смог «идеально соблюсти равновесие между разумом и эмоциями, между гневом и надеждой. Его тон мучительного негодования соответствовал его словам с точностью до ноты».
Другой влиятельный в 20 веке лидер, осознавая мощь эмоций, годами изучал эмоциональное воздействие своего языка тела. Тщательная отработка жестикуляции и анализ собственных движений сделали его «абсолютно чарующим оратором», отмечает историк Роджер Мурхаус (Roger Moorhouse), добавляя, что «он очень много над этим трудился». Звали этого человека Адольф Гитлер.
С тех пор, как Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) выпустил в 1995 году свой бестселлер, многие политики и педагоги стали считать эмоциональный интеллект ключом к решению широкого спектра социальных проблем. Утверждается, что если мы сможем научить детей управлять эмоциями, в классах станет меньше агрессии и больше сотрудничества. Если мы будем культивировать эмоциональный интеллект среди управленцев и врачей, улучшится обстановка на рабочих местах и в здравоохранении. В результате эмоциональный интеллект сейчас активно взращивают в средних школах, в бизнес-школах и на медицинских факультетах.
Эмоциональный интеллект, бесспорно, важен, но подобный необузданный энтузиазм скрывает его темную сторону. Как показывают новые исследования, учась управляться с эмоциями, люди одновременно учатся манипулировать окружающими. Чем лучше ты контролируешь эмоции, тем лучше умеешь скрывать подлинные чувства. Если ты знаешь, что чувствуют другие, ты можешь играть на их сердечных струнах, подталкивая людей действовать наперекор их собственным интересам.
В последнее время исследователи вплотную занялись этой темной стороной эмоционального интеллекта. По данным нового исследования, проведенного под руководством профессора Кембриджского университета Йохена Менгеса (Jochen Menges), слушая эмоционально заряженную речь лидера, аудитория хуже анализирует ее смысл и хуже запоминает ее содержание. Занятно, что при этом люди, впечатленные речью, часто считают, что запомнили ее лучше, чем на самом деле.
Авторы называют это «эффектом благоговения», но могли бы назвать «эффектом отупения». По словам одного из свидетелей, убедительность Гитлера опиралась на его способность целенаправленно выражать эмоции. Он «распахивал свое сердце», и поток эмоций захлестывал слушателей, заставляя их «поддаться чувствам и перестать критически мыслить».
Лидеры, умеющие управлять эмоциями, могут лишать нас способности думать. Если их ценности расходятся с нашими, последствия оказываются ужасными. Данные исследований демонстрируют, что в ситуациях, когда у людей есть эгоистические интересы, эмоциональный интеллект превращается в инструмент для манипулирования окружающими. В ходе эксперимента, которым руководил психолог из Университета Торонто Стефан Коте (Stéphane Côté), сотрудники университета ответили на вопросы о своих макиавеллистских тенденциях и прошли тест, измеряющий их знания об эффективных стратегиях контроля над эмоциями. Затем группа Коте оценила, как часто эти сотрудники осознанно подставляют коллег. Оказалось, что сильнее всего склонны к вредоносному поведению макиавеллисты с высоким эмоциональным интеллектом. Они используют свои навыки работы с эмоциями, чтобы дискредитировать и ставить в неловкое положение других ради собственной выгоды. В компьютерной компании, изучавшейся профессором Тель-авивского университета Гидеоном Кундой (Gideon Kunda), один из менеджеров признал, что выражает коллеге «восхищение его деятельностью», но при этом старается дистанцировать свое подразделение от его проекта, чтобы, когда этот проект рухнет, вся вина легла на коллегу.
Исследовательская группа во главе с профессором Университетского колледжа Лондона Мартином Килдаффом (Martin Kilduff) пытается пролить свет на эту темную сторону эмоционального интеллекта. По мнению соавторов Килдаффа, эмоциональный интеллект помогает людям ради личной выгоды скрывать определенный набор эмоций и демонстрировать другой набор. Носители развитого эмоционального интеллекта «осознанно формируют свои эмоции, создавая благоприятное впечатление о себе, — сообщает группа в одной из статей. — Целенаправленное сокрытие эмоций и стратегическая манипуляция чужими чувствами встречаются не только в пьесах Шекспира, но и в офисах и коридорах, где на кону стоят власть и влияние».
Разумеется, не все люди используют эмоциональный интеллект в неблаговидных целях. Чаще всего эмоциональные навыки — просто инструмент для выполнения неких задач. Изучая подход к эмоциям в косметической компании Body Shop, исследовательская группа стэнфордского профессора Джоан Мартин (Joanne Martin) выяснила, что основатель Body Shop Анита Роддик (Anita Roddick) использовала эмоции как рычаг, чтобы подталкивать сотрудников жертвовать на благотворительность. Сама Роддик говорила: «Когда мы хотели убедить сотрудников поддержать некий конкретный проект, мы всегда старались разбить им сердца». При этом Роддик также советовала сотрудникам стратегически использовать выражение эмоций. Однажды, заметив, что одна из сотрудниц «часто плачет от расстройства», Роддик отметила, что плакать можно, но «это нужно использовать» и плакать в определенные моменты совещания. Если рассматривать Роддик как образец лидера с высоким эмоциональным интеллектом, становится очевидным, что грань между мотивированием и манипуляцией очень тонка и пройти по ней крайне непросто.
Там, где эмоции не в ходу, у эмоционального интеллекта обнаруживаются другие скрытые издержки. Недавно психолог из Университета Центральной Флориды Дана Джозеф (Dana Joseph) и психолог из Университета Иллинойса Дэниел Ньюман (Daniel Newman) тщательно проанализировали все исследования, посвященные связи между эмоциональным интеллектом и рабочими показателями. Выяснилось, что, судя по данным сотен исследований, в которых участвовали тысячи человек, принадлежащих к 191 профессии, эмоциональный интеллект не всегда полезен для работы. В профессиях, требующих внимания к эмоциям, он, действительно, улучшает показатели. Продавцы, риэлторы, работники колл-центров и консультанты работают лучше, если они умеют считывать и регулировать эмоции. Они лучше справляются со стрессовыми ситуациями и обслуживают клиента с улыбкой.
Однако для профессий, для которых эмоции не столь важны, результаты оказались обратными. Чем выше был эмоциональный интеллект у работников, тем ниже были их рабочие показатели. Механикам, ученым и бухгалтерам эмоциональный интеллект, по-видимому, скорее, мешает, чем помогает. Хотя, чтобы объяснить эти результаты, необходимы дополнительные исследования, можно предположить, что такие работники тратят внимание на эмоции вместо того, чтобы фокусироваться на своих задачах. Если твоя работа — анализировать данные или чинить автомобили, выражения лиц, интонации и язык тела окружающих могут сильно отвлекать. Возможно, предполагая, что эмоциональный интеллект необходим на работе, мы запрягаем телегу впереди лошади.
Нам следовало бы перестать считать эмоциональный интеллект полезным в любой ситуации и задуматься о том, когда и где он бывает важен. В ходе исследования, которое я проводил недавно в одной фармацевтической компании, я предложил ее сотрудникам заполнить тест, посвященный управлению эмоциями и контролю над ними, а затем попросил менеджеров оценить, сколько времени эти сотрудники тратят на помощь коллегам и клиентам. Связи между эмоциональным интеллектом и помощью я не выявил. Помогать другим нас подталкивают наши побуждения и ценности, а не способность понимать и контролировать эмоции. Однако эмоциональный интеллект сказывается на другом поведенческом факторе — на готовности бросать вызов статус-кво и выступать со своими идеями и предложениями.
Сотрудники с более развитым эмоциональным интеллектом выступают с ними чаще и эффективнее. Когда с коллегами обходятся несправедливо, они тоже чувствуют праведное негодование, но могут обуздать его и аргументировать свою позицию. Когда они рискуют выступить за гендерное равенство, эмоциональный интеллект помогает им держать страх под контролем. Когда они предлагают начальству новаторские идеи, их способность выражать энтузиазм позволяет им не выглядеть угрожающе. Короче говоря, они — в намного меньшем масштабе — следуют примеру Мартина Лютера Кинга-младшего: раскачивают лодку, но не переворачивают ее.
С тех пор, как Питер Сэлови (Peter Salovey) из Йеля и Джон Майер (John Mayer) из Университета Нью-Гемпшира ввели в 1990 году в научный оборот концепцию эмоционального интеллекта, прошло больше двух десятилетий. Почему же мы так долго подходили к ней прямолинейно? После того, как Дэниел Гоулман обеспечил в 1995 году этой концепции популярность, многие ученые, вероятно, поддавшись чрезмерному энтузиазму, начали проводить исследования, которые содержали фундаментальные изъяны. Как отметил профессор Лозаннского университета Джон Антонакис (John Antonakis), «практика и псевдонаука всегда намного обгоняют добросовестные исследования».
Одной из главных проблем было использование методов самооценки. Респондентов просили оценить свой эмоциональный интеллект с помощью утверждений вроде: «Я могу сказать, что люди чувствуют, даже если они мне об этом не говорят» или «У меня хорошо получается успокаивать людей, когда они расстроены». Между тем способности невозможно точно измерить таким методом. Как жалуются специалисты по эмоциям Сигал Барсейд (Sigal Barsade) из Уортонской школы бизнеса и Дональд Гибсон (Donald Gibson)из Фэрфилдского университета, «это все равно, что оценивать математические навыки, спрашивая респондентов, как хорошо они умеют решать уравнения, — вместо того, чтобы просто попросить их решить уравнение».
Благодаря более достоверным методам исследования, специалисты все чаще признают, что эмоциональный интеллект, как и любой другой навык, можно использовать и во благо, и во зло. Поэтому, если мы собираемся развивать эмоциональный интеллект в школах и на рабочих местах, нам необходимо не забывать о ценностях, с которыми он должен идти в комплекте, а также понимать, где он может быть полезен на самом деле. Как выразились профессор Килдафф с коллегами, «пора перестать увязывать эмоциональный интеллект с положительными моральными качествами».
Адам Грант — психолог из университета Пенсильвании (the University of Pennsylvania's Wharton School of Business). Автор ряда книг (Originals and Give and Take; a co-author of The Gift Inside the Box);, а также нередкий гость в подкасте TED's WorkLife.
Важен ли в жизни интеллект?Gazeta Wyborcza, Польша
В жизни важен уровень интеллекта, только не нужно забывать, что жизненный успех тестом не измерить
Интервью с психологом, сотрудником Гуманитарно-социального университета (SWPS) в Катовицах Мачеем Тарадаем (Maciej Taraday).
Gazeta Wyborcza: Важен ли в жизни интеллект?
Мачей Тарадай: Это очень тонкий вопрос. Мы крайне трепетно относимся к теме интеллекта: услышать, что у вас проблемы с интеллектуальным уровнем, это не то же самое, что услышать, что вы медленно бегаете. Но да, действительно, интеллект, понимаемый как мыслительные способности, которые позволяют хорошо справляться с ситуациями, требующими решения нетривиальных проблем, играет важную роль в достижении жизненных успехов.
— Но ведь их добиваются не только исключительно умные люди?
— Тут можно провести аналогию с ростом. Не каждый высокий человек становится звездой баскетбола, но среди выдающихся баскетболистов, низкорослых людей, скорее, нет. Кроме роста важны усилия, умение стремиться к цели, решительность. С интеллектом то же самое. Не все умные люди становятся успешными.
— Мы отличаемся друг от друга уровнем интеллекта. От чего он зависит?
— Мы отличаемся по скорости, с которой учимся, гибкости мышления, способности понимать сложные темы. Эти черты в значительной степени наследуются генетически, но многое зависит также от нашего окружения.
— Можно ли стимулировать интеллектуальное развитие?
— Большое влияние на наши способности оказывает среда, в которой мы растем и учимся. Интеллект зависит от генов, но они реализуют свой потенциал только в благоприятной, интеллектуально стимулирующей среде.
— Если это так, люди должны становиться все умнее. Ведь мир все больше усложняется.
— Да, так происходит. С начала XX века в западных странах уровень интеллекта растет примерно на три пункта каждые 10 лет. Эту закономерность обнаружил и описал новозеландский ученый Джеймс Флинн (James Flynn), поэтому ее сейчас называют «эффектом Флинна».
— Это значит, что мы стали умнее наших дедов?
— Да, хотя все это не так просто. Мы развиваем несколько другие умения, связанные с техническим прогрессом и изменениями общественной среды. Распространенным явлением становится знание хотя бы одного иностранного языка. Кроме того мы учимся пользоваться сложными компьютерными программами и языками программирования.
— Почему мы становимся умнее?
— Благодаря технологическому прогрессу и распространению образования. Стало цениться инновационное мышление, умение разрешать проблемы. Благодаря этому мы можем ориентироваться в изменчивых условиях, а цивилизация развивается.
— Известно ли, что такое вообще интеллект?
— Очень сложно создать определение, с которым согласятся все ученые из разных отраслей науки. Но это естественное понятие, мы его понимаем: хотя его значение нельзя назвать четким, мы можем без проблем привести примеры умных людей или поведения, которое свидетельствует о высоком уровне интеллекта. При этом генетик поведения, нейробиолог или когнитивный психолог будут говорить об интеллекте немного по-разному.
— Вы принадлежите к третьей группе?
— Да, я стараюсь найти в механизмах памяти основу гибкого интеллекта.
— Звучит очень сложно.
— Речь идет о способности выявлять сложные абстрактные взаимоотношения между символами и обрабатывать их. Иными словами, я стараюсь ответить на вопрос, в чем состоит уникальность памяти очень умных людей.
— У людей с очень хорошей памятью уровень интеллекта выше?
— Это не так просто: важно, о каком типе памяти мы говорим. Рабочая память, то есть ограниченная сфера, в которой мы активно перерабатываем информацию, такая мысленная записная книжка, у умных людей работает очень хорошо. Образно говоря, базой для интеллекта может служить объемная и быстрая «оперативная память» и исправно функционирующий поисковик данных.
— Эти способности можно как-то тренировать?
— Ум точно невозможно натренировать решением головоломок и кроссвордов, потому что таким образом мы разрабатываем лишь умение… решать кроссворды. Между тем любопытные результаты получили голландские ученые из Лейденского университета. Они показали, что благодаря компьютерной тренировке, нацеленной на поддержание определенного диапазона мозговых волн (гамма), можно несколько повысить уровень интеллекта. Но это пока разрозненные результаты.
— Как выглядела такая тренировка?
— Работу нашего мозга в виде мозговых волн можно зафиксировать на его «корпусе» — черепе. Биоэлектрическая активность мозга регистрируется при помощи электродов, прикрепленных к коже головы. Для этого используют прибор, который называется электроэнцефалограф. Участников эксперимента проинструктировали, что в процессе тренировки им нужно постараться увеличить темп звуков, производимых компьютером. А их скорость зависела от фиксирующегося у испытуемых диапазона мозговых волн.
— Что нужно было сделать, чтобы мозг создавал нужные волны?
— Благодаря переводу электроэнцефалографического сигнала в звук или простую анимацию мы можем заставить участников эксперимента поддерживать необходимый диапазон мозговых волн. Когда эти люди сосредотачиваются, растет доля гамма–ритма, а одновременно с этим увеличивается, например, темп звуков. Такая нейротренировка позволяет регулировать пропорции колебаний разного типа. В голландских исследованиях было отмечено, что чем больше у участников эксперимента повышалась интенсивность гамма–ритма, тем умнее они становились.
— А правда ли, что интеллектов несколько?
— Вы, видимо, имеет в виду выдвинутую в 1983 году теорию Говарда Гарднера (Howard Gardner). Он разделил интеллект на восемь типов: логико–математический, вербальный, натуралистический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный (который также называют эмоциональным) и внутриличностный.
— Особенно много говорят об эмоциональном интеллекте…
— Это понятие пропагандировал Дэниел Гоулман (Daniel Goleman). Эмоциональный интеллект — это способность замечать и правильно интерпретировать эмоциональные состояния самого себя и окружающих людей.
— Подтвердили ли теорию Гарднера другие исследователи?
— Пока нет, и все доступные данные свидетельствуют, скорее, не в пользу этого подхода. Гарднер утверждает, что люди могут отличаться разными видами интеллекта. Кто-то, например, может иметь отлично развитый пространственный интеллект, но быть не слишком одаренным в языковом плане. Однако в тестах, проверяющих разные аспекты общего интеллекта (логическое мышление, словарь, объем памяти), наблюдается сильная связь между этими сферами. По всей вероятности, за разными способностями, которые составляют интеллект, стоит один фактор, то есть это не, как предлагает Гарднер, изолированные друг от друга умения.
— Значит, его идеи не дали психологам ничего полезного?
— Это не так. Гарднер обратил наше внимание на то, что люди отличаются друг от друга сильнее, чем может показаться, если принимать во внимание только умение видеть абстрактные взаимоотношения между символами. Это важно особенно в образовании. Такое знание помогает нам не упустить из поля зрения тех учеников, у которых, например, есть особый талант к танцам. К сожалению, я не знаю ни одной образовательной системы, в которой телесно–кинестетические возможности ставят на первое место перед математическими. Именно поэтому мы не можем позволить, чтобы люди с предрасположенностью к двигательной деятельности чувствовали себя лишними в системе, которая преимущественно ценит умение обрабатывать символы.
— Возможно, вместо того, чтобы тестировать интеллект, лучше наблюдать за разными людьми в разных условиях, и это расскажет нам больше об их возможностях?
— Если мы хотим узнать возможности конкретного человека, это хорошая идея. Однократное измерение уровня интеллекта — это, определенно, не самый лучший метод оценить его способности. Но у такого метода есть важные преимущества: он позволяет получить результаты, которые помещают человека в контекст популяции. Можно также предсказать, насколько успешен будет человек в образовательной сфере. Помимо прочего — это просто быстрый метод. Тесты также помогают наблюдать, как уровень интеллекта меняется с течением времени у разных поколений.
— Но тесты все упрощают.
— Конечно. Но в этом нет ничего плохого, пока эти упрощения не становятся вредными. Так что на вопрос, важен ли в жизни интеллект, следует ответить, конечно, да. Но при этом нужно помнить, что жизненный успех тестами не измеришь.